Родителям


Несколько слов для мам.

  За летние каникулы чтение ухудшается более чем у 50% учеников, письмо – у 67%, а вычислительные навыки – у 75% учеников.
   Для того, чтобы сохранить уровень учебных умений и навыков, достаточно тренироваться ежедневно 15 минут во время летних каникул. Эта закономерность положена в основу организации летних занятий во многих странах мира, например в Италии. Эта же закономерность положена в основу работы по тетради «Мамина школа». В тетради 30 заданий. Они рассчитаны на 6 летних недель (с 16 июля по 26 августа), по 5  занятий в неделю.
Длительность тренировок ориентировочно:
·        трёхкратное чтение текста – 4 минуты
·        переписывание  -  5 минут
·        решение примера – 1 минута
·        решение задачи – 5 минут
Всего 15 минут.
   Просьба обратить внимание на следующее:
Ø осмыслен ли текст
Ø уменьшается ли время при трёхкратном прочтении
Ø выдержана ли высота и правильность строчных букв при переписывании и увеличилась ли скорость письма за последние занятия
Ø уменьшились ли затраты времени на вычисления и количество ошибок.
      Дорогие ребята!
  Первое упражнение – чтение.
   Текст надо читать трижды, каждый раз замеряя, сколько времени потребуется. В этом вам помогут старшие. Затраты времени будут уменьшаться, так как будет увеличиваться скорость чтения. Старайтесь, чтобы скорость чтения не снижалась с 90 слов в минуту.

Второе упражнение – письмо.
   Прочитанный текст надо аккуратно и внимательно переписать на разлинованную часть страницы в течение пяти минут. После истечения времени надо дописать до точки. Посчитав количество букв и разделив их на 5, получим скорость письма. Изо дня в день скорость письма будет увеличиваться. 
   Третье задание – математическое.
   При ежедневных тренировках затраты времени на решение примера и задачи уменьшатся до трёх минут.

Вы можете ( по желанию) приобрести рабочую 
тетрадь «Мамина школа» (переходим в 4 класс) 
через интернет – магазины или в магазинах 
города.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ!
с 29.05.2014 по 20.06.2014 будут работать
летние городские оздоровительные лагеря
с дневным пребыванием детей в возрасте от 7 до 15 лет
на базе школ:
№ п/п
Наименование ОУ
Адрес, телефон
1.   
ГБОУ № 129
Ул. Б. Пороховская, д.8, т.227-26-33
2.   
ГБОУ № 152
ул. Стахановцев, д.15 к. 2, т.444-02-40
3.   
ГБОУ № 164
пр. Косыгина, д.28 к.3, т.400-26-55
4.   
ГБОУ № 182
пр. Наставников, д.11 к. 2, т.417-24-74
5.   
ГБОУ № 187
Пр. Энтузиастов, д.46 к.3, т.520-54-42
6.   
ГБОУ № 196
Пр. Энтузиастов, д.28 к.2, т.417-22-01
7.   
ГБОУ № 265
Белорусская ул., д.10, т.417-23-56
8.   
ГБОУ № 532
ул. Б. Пороховская, д.38, т.222-97-34
9.   
ГБОУ № 664
пр. Ударников, д.17., к.2, т.520-74-44
 Режим работы лагеря – с 8.30 до 18.00.
Для детей будет организовано трехразовое питание,
ежедневная воспитательная, культурная
и спортивно-оздоровительная программа.
Стоимость путевки 6006 руб.
Для детей работающих граждан и детей из спортивных
и творческих коллективов родительская плата – 1201,20 руб.
Для детей льготных категорий путевки предоставляются бесплатно.
 Прием заявлений и документов в указанных школах
с 01.04 по 15.05.2014.
Информация для родителей об организации отдыха 

и оздоровления детей Красногвардейского района Санкт-

Петербурга 

в 2014 году
В соответствии со статьей 34 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс
Санкт-Петербурга» предусмотрено оказание меры социальной поддержки
по  предоставлению льготных путевок в организации отдыха детям, зарегистрированным на территории  Санкт-Петербурга.
Бесплатные путевки предоставляются следующим  категориям детей:
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-сироты;
дети-инвалиды, а также лица, их сопровождающих, если такой ребенок по медицинским показаниям нуждается в постоянном уходе и помощи;
дети, состоящие на учете в органах внутренних дел;
дети  из неполных семей и многодетных семей;
дети,  жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
дети из семей, в которых среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге;
 Для получения бесплатной путевки в загородный лагерь необходимо обратиться
в  Многофункциональный центр Красногвардейского района по адресу: Новочеркасский пр., д. 60 или пр. Наставников, д. 6, корп. 2, предоставив  документы, подтверждающие право получения бесплатной путевки. Срок подачи документов – не ранее, чем за 60 дней до начала смены. Подбор лагеря осуществляет администрация района. Дополнительную информацию можно получить по телефону районной комиссии по организации отдыха
и оздоровления: 576-87-52.
           
            Льготные путевки с оплатой части стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления  за счет средств бюджета:
- по категории «дети из спортивных и творческих коллективов» 80% от расчетной стоимости путевки оплачивает бюджет Санкт-Петербурга,
- по категории «дети работающих граждан» 60% от расчетной стоимости путевки
в загородный лагерь оплачивает бюджет Санкт-Петербурга вне зависимости от сферы занятости родителей (бюджетная или внебюджетная сфера).
В 2014 году для категории «дети работающих граждан»  вводится  сертификат, который  является именным документом, подтверждающим право родителя (законного представителя) на оплату части стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления  за счет средств бюджета. Сертификат действителен только на конкретную  смену. Если он не будет использован в период указанной на сертификате смены, то считается недействительным.
Получить  сертификат можно в  Санкт-Петербургском центре отдыха и оздоровления «Молодежный» по адресу: улица  Зверинская, дом 25/27 (ст. метро «Спортивная»), телефон горячей линии: 405-96-56, сайт:  coo-molod.ru.
Алгоритм действий родителей  включает в себя следующую последовательность:
1.      Самостоятельный выбор  родителями лагеря.
2.      Получение  сертификата в центре «Молодежный».
3.      Оплата стоимости путевки в выбранный лагерь с учетом предоставляемой  меры социальной поддержки в размере 60%  от расчетной стоимости путевки
в загородные стационарные лагеря.
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ,
ОПЛАТЫ ЧАСТИ ИЛИ ПОЛНОЙ СТОИМОСТИ ПУТЕВКИ
В ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
1.     Паспорт заявителя.
2.     Свидетельство о рождении или паспорт ребенка.
3.     Документы, подтверждающие регистрацию по месту жительству или месту пребывания.
4.     Документы, подтверждающие льготную категорию:
Льготная категория
Документы
1.
Дети-сироты
документы, подтверждающие опекунство, попечительство
2.
Дети, оставшиеся без попечения родителей
3.
Дети-инвалиды
- документ, подтверждающий наличие инвалидности, выданный ФГУ медико-социальной экспертизы,
- справка для получения путевки (форма N 079/у)
с указанием необходимости сопровождения, выданная учреждением здравоохранения
4.
Дети, состоящие на учете в органах внутренних дел
решение о постановке ребенка на учет в органы внутренних дел (предоставляется органами внутренних дел в Комиссию по организации отдыха)
5.
Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена
информация о нарушении жизнедеятельности (предоставляется органами или учреждениями социальной защиты населения в Комиссию по организации отдыха)
6.
Дети из семей, в которых среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума
справки о доходах всех членов семьи за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, или справка, выданная центром занятости
7.
Дети из неполных семей
справка от судебного пристава о том, что родители (один из родителей) уклоняются (уклоняется) от уплаты алиментов, а решение суда (судебный приказ)
о взыскании алиментов не исполняется;
справка о том, что единственный родитель имеет статус одинокой матери (справка формы N 0-25);
свидетельство о смерти одного из родителей
8.
Дети из многодетных семей
удостоверение "Многодетная семья Санкт-Петербурга" или свидетельства о рождении детей
9.
Дети из спортивных и творческих коллективов
информация о  принадлежности ребенка к спортивному или творческому коллективу, созданному в государственном образовательном учреждении
10
Дети работающих граждан
справка с места работы родителя (законного представителя)

Как помочь ребенку стать читателем
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро
К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях. Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера. Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих родителей.
 
Советы родителям
Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них.
· Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
· Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
· Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
· Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.)
· На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
· Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).
· В доме должна быть детская библиотечка.
· Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
· Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
· По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами, вместо того чтобы смотреть телевизор.
· Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

· Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
· Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
· Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все, что им нравится.
· Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
· Пусть дети каждый вечер читают, перед тем как уснуть.
Тест  «Какие вы родители?»

Вы излишне терпимы или, наоборот, непомерно регламентируете жизнь своего ребенка? Ответив искренне на вопросы теста, вы узнаете, насколько правильный тон вы выбрали во взаимоотношениях с детьми. Ответить надо лишь одним словом: «да» или «нет».

1. Гордитесь ли вы тем, что ваш ребенок уже с детства был аккуратным?
2. Поощряете ли вы его, когда он приносит хорошую оценку?
3. Умеете ли вы правильно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные со взаимоотношением полов?
4. Знаете ли вы точно, что ребенок должен, а чего не должен есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медиков?
5. Часто ли вы целуете или гладите своего ребенка?
6. Настаиваете ли вы на том, чтобы ребенок сам поддерживал порядок в своей комнате?
7. Способны ли вы в присутствии ребенка признать свою ошибку?
8. Уважаете ли вы право ребенка на личную тайну (письма, ведение дневника)?
9. Есть ли у вас привычка часто повторять: «В мое время...» или «Ребенок должен держать язык за зубами»?
10.Делитесь ли вы с детьми своими радостями и горестями?
11.Бывает ли, что вы в качестве наказания запрещаете ребенку смотреть телевизор?
12. Спрашиваете  ли вы у ребенка, как он  проводит свободное время?
13.Если бы придумали робота-воспитателя, способного идеально воспитывать детей, приобрели бы вы такую машину?
14.Критикуете и наказываете ли вы своих детей в присутствии посторонних?

Теперь посмотрите на приведенную ниже таблицу. Каждый ваш ответ, который совпал с ответами, данными в таблице, оценивается одним баллом. Сложив все баллы и заглянув в ключ теста, вы узнаете мнение психологов о вашем методе воспитания.




1.      Нет.
2.      Нет
3 - Да
4 - Да
5 - Да
6 - Нет
7 – Да
8 - Да
9 -  Нет
10 - Да
11-    Нет
12-    Нет
13 -Нет
14 - Нет




1—2 балла. Роль родителей освоена вами вполне: вы слишком строги и педантичны. Вам стоит быть чуть терпимее.
3—5 баллов. Ваш результат не из лучших.  Не будьте так жестки в своих требованиях к детям, дайте им возможность что-то решать и самостоятельно.
6—8 баллов. Средний результат, свидетельствующий о неустойчивости вашей позиции.  Порою вы слишком требовательны к детям, порою слишком многое им позволяете.
9—11 баллов. Думается, вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и не знакомы со всеми премудростями педагогики.
12—13 баллов. Вы на редкость хорошие родители, надежная опора в жизни ребенка.


Памятка для родителей учащихся начальных классов  

1.      Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - Ваш первый союзник и друг Вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет.
2.      Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.
3.      Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка ( спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?» вместо традиционного: «Какую сегодня получил оценку?») Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за неудачи сына или дочери.
4.      Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенка. Главное - возбуждать интерес к учению.
5.      Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, привести свои примеры. Чаще спрашивайте: « Почему? », « Докажи », « А можно ли по-другому? ».
6.      Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
7.      Старайтесь выслушивать рассказы ребенка ( о себе, о товарищах, о школе ) до конца. Поделиться своими переживаниями- естественная потребность развития детей.
8.      Обязательно оказывайте посильную помощь школе ( организация внеклассной работы, выходы в театр, на экскурсии, проведение утренников, изготовление наглядных пособий, проведение занятий с родителями ). Если учитель не дал Вам поручение, предложите свою помощь сами. Ваша помощь школе положительно скажется на Вашем ребенке, поможет Вам овладеть искусством воспитания.
9.      Важнейшим условием овладения искусством воспитания является регулярное выполнение рекомендаций по педагогическому самообразованию и правильная организация жизни детей в семье.   

Парамонова Н.О.
Методическое пособие для учащихся и 
их родителей
Памятки по работе над ошибками
1.Пропуск или замена буквы.
 Пример:учник (пропуск буквы),  звоног
(замена буквы)
!Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву!.
Например: ученик, звонок.
2.Большая буква в начале предложения.
Вспомним правило!

Начинаем предложение с большой буквы.
Пример: падают жёлтые листья. пришла золотая осень.


!Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение.
Подчеркни заглавную букву.!
Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.
3.Перенос слова.
Переносим слова по слогам
Ошибка:  осин-а


!Раздели слово для переноса!     оси-на
4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.
Мягкий знак в буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, НШ, ЩН не ставится
Ошибка:  дочька, речька, мощьный


!Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму!
*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: дочка, речка, мощный, печка, почта.

5.Гласные после шипящих.
ЧА-ЩА пиши с буквой А; ЧУ-ЩУ пиши с буквой У
Ошибки: рощя, чяйка, чюлок, щюка

!Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму!
*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: рощачайка, чулок, щука, чайник, чувство.
6. Большая буква в именах собственных.
Ошибки: маша, река обь
Выпиши слово правильно.
Запиши ещё 2 слова с той же орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.
7.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением
Ошибка:ягада
Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
8.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)
Ошибки: маладой, дериво
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.
Например: сады (сад), молодой (молодость,    молоденький).
9.Правописание предлога со словами (пробел).
Ошибки: кберегу, пореке
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.
Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.
10.Гласные и согласные в приставках.
Ошибки: палетели, патянули, посмотрели
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.
Например: полетели, посмотрели, потянули.
11. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Ошибки: ел?, тен?, кон?ки
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.
Например: ель, тень, коньки.
12.Разделительный мягкий знак ь.
Ошибки:лис?тя, в?юга
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.
Например: вьюга, листья.
13.Разделительный твёрдый знак ъ.
Ошибки: с?езд, об?ём
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму.
Например: съезд, объём.
14.Парные звонкие и глухие согласные.
Ошибки: морос, яготка
Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.
Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).
15. Непроизносимые согласные.
Ошибка: звез?ный, здра?ствуйте
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка – звёздный.
Принципы отношения к ребенку

1.   Ребенок ни в чем не виноват перед вами:
  •   ни в том, что появился на свет;
  •       ни в том, что создает дополнительные трудности;
  •       ни в том, что не дал ожидаемого счастья;
  •       ни в том, что не оправдал ваши ожидания.



2.   Ребенок не собственность, а самостоятельный человек, поэтому не надо решать за него, а надо создать условия, чтобы он мог себя реализовать.
3.   Ребенок не всегда будет послушным и милым. Его конфликтность, упрямство, негатив так же неизбежны, как само присутствие в семье.
4.   Во многих проблемах будете виноваты вы сами:
  •       если вовремя не поняли его;
  •       пожалели сил на воспитание (общение);
  •       стали воспринимать ребенка через призму несбывшихся надежд или как элемент раздражения, поэтому не желаете принимать его таким, какой он есть на самом деле.

 5.   Верить в то лучшее, что в нем есть…


Садимся за уроки!
Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: “Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!” Другие ласково спрашивают: “Ну, что нам сегодня задали?” – и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.
Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.
Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая.
С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы. Выделить место для занятий. Определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желаниям поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя не настроенность ребенка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.
Мне хочется привести пример вот такой работы выполнения домашнего задания:
“Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса”.
Но ведь во 2-м классе на домашние уроки надо тратить не более полутора-двух часов.
Петя занял рабочее место. сидит за столом, значит работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…
Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…
На раскачку ушло 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:
  • дважды встал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
  • один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать. Не началась ли программа мультфильмов;
  • дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
  • один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.
Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…
Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2-го класса.
- Большую роль в организации учебного труда школьника и грает режим дня. Специальные исследования показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведенного для занятий времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе.
На столе все должно находиться на своих местах. Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.
Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.
Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос.
Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий ребенку следует сделать перерыв, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.
Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что-то делать, а лучше перевести его внимание на более привлекательное и полезное. Научите ребенка видеть и слышать прекрасное.
1.Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание;
2.Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий;
3.Хвалить за малейшее достижение.

 Компьютер в жизни ребенка

Чем больше у ребенка психологических барьеров повседневной реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную реальность

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.
  • отсутствие ответственности;
  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
  • возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.
потребность в принятии роли компьютерного персонажа. Подросток начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра еще не является значимой ценностью.
Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.

  • когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный ротест;
  • ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
- ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
- ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
- у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
- чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
- прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
- ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
- ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
- нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

  • ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера; 
  • ребенок начал проводить ночи за компьютером; 
  • ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером; 
  • как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру; 
  • ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось); 
  • ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался; 
  • ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.
  1. травмирующая семья, в которой ребенок отождествляется либо с агрессором, либо является жертвой, что сопровождается чувствами стыда и беспомощности, от которых он впоследствии избавляется с помощь какого-либо объекта зависимости, будь то алкоголь, наркотики или компьютер;
  2. навязчивая семья, возлагающая собственные грандиозные ожидания на ребенка и, таким образом, формируя у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания;
  3. лживая семья, в которой ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение и деперсонализацию;
  4. непоследовательная семья, когда родительские правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенка сильный эмоциональный дискомфорт.
  • родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение с подростком; 
  • власть используется лишь в меру необходимости; 
  • в ребенке ценится как послушание, так и независимость; 
  • родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; 
  • он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.
  1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
  2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.
  3. Будьте другом и помощником своему ребенку.
  4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
  5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.
  7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
  8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
  9. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
  10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
  11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
  12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.
Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу нашли массу поклонников среди детей и взрослых. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост количества людей, фанатично увлекающихся компьютерными играми - геймеров (от английского «game» - игра).
Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них.

Что лежит в основе увлеченности компьютерными играми
Исследователи считают, что потребность в игре как таковой, свойственна человеку на протяжении всей его жизни. В процессе игры удовлетворяется не осознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие. Определенное место в ряду компьютерных игр занимают не ролевые логические и обучающие игры. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра. Если использовать компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с перерывами через 15-20 минут для ребенка 6-9 лет) и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту, усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.
Вместе с тем, ребенок, который всем остальным развлечениям и увлечениям предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем. Проведенные исследования доказали, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрушкой, такой ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками. Психологи считают, что до 10-11 лет для развития детей гораздо более полезно заниматься спортом, подвижными играми (боулинг, футбол, волейбол), музыкой, рисованием, ходить в походы, кататься на роликах, коньках, лыжах, велосипеде. Надо также иметь в виду, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.
Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.
Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.
Анализируя проблему увлеченности компьютером, исследователи обращают особое внимание на то, что дети порой настолько вживаются в компьютерную игру, что в виртуальном (вымышленном) мире игры им становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. В этом мире существуют интересные задачи, невыполнение которых не приводит к каким-либо отрицательным последствиям: к плохим отметкам, к порицанию со стороны родителей, к разочарованию в себе и т.д. Больше того, сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.
Факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре:
Установлено, что ролевые компьютерные игры в большей степени, нежели неролевые, позволяют человеку уйти от реальности в виртуальный мир. Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Вслед за этим, чем больше ребенок начинает играть, тем отчетливее и важнее становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье и/или со сверстниками, потребность избежать физического и/или эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т.д.
По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, обретают патологическую зависимость от них. Особенно подвержены этому подростки. Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие. Специалисты относят подобный вид зависимости к тяжелым эмоциональным расстройствам, специфической эмоциональной «наркомании».
Стадии психологической зависимости от компьютерных игр
  1.  Стадия легкой увлеченности. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Компьютер позволяет подростку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить свои мечты. Например, мечтая быть сильным, супергероем, ребенок получает такую возможность в игре, преследуя и побеждая других. Таким образом, начинает реализовываться неосознаваемая
  2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры.
  3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменение самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику ребенка, чем индивидуализированная форма. Подростки не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.
  4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Компьютерные игры имеют небольшую историю, однако случаев полного угасания зависимости – единицы. Человек может остановиться в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость угасает быстрее.
В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а, следовательно, есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет хронических психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной. Однако таких людей очень немного, поэтому большинство людей можно считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр.
Еще более усиливают подростковую компьютерную зависимость глобальные сети, где подросток играет уже не с компьютером, а с миллионами живых людей, которых он не идентифицирует за печатными текстами. Сеть тоже представляет собой сублимат ролевых игр. Здесь «играющий» придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая себя придуманного тысячам собеседников за себя реального.
«Играющий» действует уже не по законам, описанным программистами и дизайнерами, а по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и огромного количества участников процесса постоянно подталкивает ребенка, подростка создавать и описывать собственные правила поведения, принимать решения, которые в целом не имеют отношения к реальной жизни.
Признаки компьютерной зависимости:
- ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
Появление подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника, лопаток, запястий рук. Кроме того, регулярное раздражение глазных яблок может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Нередко развивается бессонница и нервное истощение.
Факты, которые должны насторожить родителей.
Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей. Компьютер в жизни ребенка.
Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье. В настоящее время ученые выделяют четыре типа семей, провоцирующих развитие зависимости у подростков:  
Исследования психологов показали, что в семьях подростков, страдающих компьютерной зависимостью, чаще используются негармоничные стили воспитания. В этих семьях преобладает хаотический уровень адаптации. Это означает, что члены семьи в проблемных или конфликтных ситуациях не способны конструктивно решать возникающие проблемы. Все члены семьи дистанцированы друг от друга. Так, например, у каждого из них свои интересы, которые не согласуются с интересами других членов семьи, поэтому им трудно принимать совместные решения. Кроме того, для них характерна неэффективная коммуникация, которая может проявляться в неадекватном взаимном восприятии членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, в наличии множества «закрытых» для обсуждения тем и т.д. Все это приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка, иллюзорное решение которых становится возможным, в частности, в условиях виртуальной реальности, т.е. повышает риск развития компьютерной зависимости. У родителей из этих семей была обнаружена также высокая степень семейной тревоги, выражающаяся в семейной напряженности. Это означает, что выполнение семейных обязанностей является для них непосильной задачей. При таком положении дел в семье ослабляются эмоциональные контакты между членами семьи, возникает недоверие друг к другу, что приводит к развитию неблагоприятной эмоциональной атмосферы в семье.
Интересно, что дети в этих семьях оценивали поведение родителей как непоследовательное, враждебное и директивное, что характеризует авторитарный, противоречивый и эмоционально отвергающий стиль воспитания. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. При противоречивом стиле воспитания не удовлетворяется одна из важных базовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже социальную дезадаптацию.
В противовес этому специалистами было установлено, что наилучшие взаимоотношения детей и подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.
Демократический стиль (в терминологии других авторов - «авторитетный», «сотрудничество») характеризуется тем, что родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует ответственное социальное поведение.
Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:
Кроме того, эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. 

Несколько рекомендаций родителям











  • Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
  • Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.
  • Будьте другом и помощником своему ребенку.
  • Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
  • Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  • Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.
  • Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
  • Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
  • Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
  • Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
  • Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
  • Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

  • Памятки по выполнению домашних заданий
    1. Как научиться правильно списывать:
    - Прочитай предложение.
    - Выяви смысл непонятных слов.
    - Найди буквы, написание которых нужно проверять. Вспомни правило, подбери проверочные слова.
    - При записи диктуй себе каждое слово по слогам.
    - Проверь свою запись по учебнику, читая каждое слово по слогам.
    2. Как подготовиться к диктанту по учебнику:
    - Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.
    - Найди в каждом предложении слова, написание которых нужно проверять. Подумай, как проверить.
    ПОМНИ: сначала нужно узнать, в какой части слова находится проверяемая буква.
    -  Обрати внимание на знаки препинания.
    3. Как подготовиться к письму по памяти:
    - Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.
    - Обрати внимание на точность употребления слов в тексте.
    - Выучи текст наизусть.
    - Найди слова, написание которых нужно проверять.
    - Закрой учебник и еще раз повтори текст.
    - Напиши текст и проверь запись по учебнику.
    4. Как сделать звуко-буквенный разбор слова:
    - Напиши слово, поставь знак ударения.
    - Определи, сколько в слове слогов.
    - Сколько в слове звуков и сколько букв?
    - Сколько гласных букв и сколько согласных букв?
    - Какой звук обозначают согласные буквы: звонкий или глухой, твердый или мягкий.
    ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ: льдинка – 2 слога,6 звуков, 7букв; [л] – звонкий, мягкий; [д] – звонкий, мягкий; [н] – звонкий, твердый; [к] – глухой, твердый.
    5. Как разобрать слово по составу:
    - Найди в слове окончание. Для этого замени слово: поездка, поездку, поездкой, а – изменяемая часть. Это окончание.
    Обведи рамочкой окончание а: поездка.
    - Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (переезд, поезд, съезд), сравни их и выдели общую часть. Это и будет корень. Выдели значком корень: поездка.
    - Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой: езда, подъезд. Приставка стоит перед корнем. Выдели значком приставку: поездка.
    - Найди суффикс. Он стоит после корня и служит для образования новых слов. Выдели значком: поездка.
    6. Как разобрать предложение по членам речи:
    - Определи, о ком или о чем говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос. Подчеркни подлежащее одной чертой.
    - Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал?(или другие вопросы к словам, которые обозначают действие предмета). Слово, которое отвечает на такие вопросы, – это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.
    - Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками:
    Вертолет летел над широкой рекой.
    7. Как составить план текста:
    - Раздели текст на законченные части.
    - Кратко назови основную мысль каждой части текста. Это и будут пункты плана.
    8. Как подготовиться к изложению:
    - Прочитай текст. Определи его тему в основную мысль.
    - Найди в тексте опорные слова.
    - Составь план.
    - Найди буквы, которые нужно проверять. Объясни, почему так пишутся слова.
    - Еще раз прочитай текст. Обрати внимание на точность употребления слов и словосочетаний.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий